Здравствуйте! | |
Язык ЛОГО уже более 20 лет является одним из самых известных языков для обучения основам программирования. Как говорят сами создатели ЛОГО – это язык, у которого нет «ни порога, ни потолка», на нем могут работать как совершенно неопытные ученики, так и ученики, разрабатывающие сложные проекты. Даже взрослые программисты создают на ЛОГО причудливые узоры, пишут небольшие игры. С точки зрения наглядности и быстроты получения результата этому языку, пожалуй, нет равных. Синтаксис ЛОГО достаточно прост и ясен, а среда ЛОГОМИРЫ имеет встроенные графический редактор, редактор форм, редактор диалогов, текстовый редактор, а также средства отладки. Я преподаю ЛОГО на «Байтике-4» (г. Троицк, Московской обл.). Возраст занимающихся детей от 7 до 12 лет. Мы работаем с версией ЛОГОМИРЫ 2.0, разработанной в Институте Новых Технологий (ИНТ). Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу, т.е. за год 40 - 42 занятия. Большинство детей являются активными, но «своеобразными» компьютерными пользователями – они знают только компьютерные игры. А одно из основных пожеланий родителей, приводящих ребенка, - отвлечь ребенка от компьютерных игр. Я считаю, что, как и в гомеопатии, где "подобное лечится подобным", самый лучший способ для этого – научить детей создавать свои игры, пусть пока очень простые. В отличие от школы, где посещение занятий обязательно, во внешкольном образовании надо постоянно поддерживать интерес детей – иначе они просто перестанут приходить. Поэтому занятия строятся так, что в первый год обучения итогом почти каждого из них становится пусть маленький, но работающий проект, иллюстрирующий либо новую команду, либо метод программирования. Детям предоставляются широкие возможности для творчества – поощряется создание учениками собственных проектов, отличных от базового учебного. Большая часть занимающихся детей – это ученики начальной школы, поэтому возможности использования математического аппарата очень ограничены. Но, программируя на ЛОГО, никак нельзя совсем обойтись без таких математических понятий как «угол» и «координаты» – так что даже второклассники получают первое и очень наглядное представление об этих понятиях. Программа обучения включает несколько учебных курсов. Каждый курс рассчитан на один учебный год. Программа 1 года обучения:
В результате обучения дети осваивают работу в графическом и текстовом редакторе, создают анимационные проекты, изучают использование процедур, переменных, счетчиков, элементов интерфейса. Дети создают анимированные открытки, а также интерактивные игры. (Первые проекты, Черепашка рисует) Итоговой работой первого года обучения для всех (даже 8-летних) детей является динамичная игра «Лабиринт», состоящая как минимум из трех уровней. В процессе создания этой игры дети используют все навыки и умения, приобретенные во время обучения. В зависимости от усидчивости, способностей, фантазии некоторые дети превращают его в настоящую игру, состоящую из 20 листов, связанных общим сюжетом. Когда лабиринт готов, ребята выступают в роли тестировщиков, высказывая свои замечания и пожелания разработчику. Разработчику приходится учитывать их замечания и иногда что-то улучшать и переделывать. (Лабиринты) Программа 2 года обучения:
Второй год обучения проходит по достаточно индивидуальным программам – здесь в зависимости от возраста и интересов ребенка каждый ведет какой-то свой проект, часто достаточно объемный и занимающий до 10 занятий. Это представляет некоторую сложность для преподавателя, но зато дает каждому ребенку заняться творчеством. Ученики третьих и четвертых классов с увлечением делают викторины – тему каждый ребенок выбирает сам. При очень простом программировании результат получается очень эффектным.(Викторины) Пятиклассникам и шестиклассникам интереснее писать программы, связанные с математикой, например калькулятор. Они больше работают с переменной, списками, вставляют в свои проекты счетчики, создают более сложные игры. (Играйте с нами) В процессе занятий выделяются две группы детей – предпочитающих работать с графикой и увлекающихся разработкой программ. Пока у нас есть только один совместный проект («Кошка»). Это очень важный момент, ведь время программистов-одиночек ушло, и умение работать в команде является необходимым требованием. В перспективе мне хотелось бы сделать большой совместный проект, в котором были бы свои художники и программисты. В заключение хочу сказать, что занятия по ЛОГО проходят весело и творчески. У некоторых детей, купивших программу домой, на Лого начинают писать папы, и даже мамы. По моему мнению, ЛОГО заслуживает гораздо большего внимания, чем ему сейчас уделяют в школах, особенно для преподавания информатики в начальной и средней школе. Особенностью всех представленных на этом сайте проектов является то, что это полностью детское творчество – моя помощь или вмешательство были минимальными. Преподаватель ЛОГО «Байтика-4» - Хавкина Лариса Яковлевна. |
|
Для просмотра проектов необходимо установить Web player LOGO. | |
назад |